- Комплекс процессных мероприятий "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей"
- Группа медиации
- Государственные органы
- Органы местного самоуправления
- Общественные организации
- Мероприятия
- Правовое просвещение по защите прав потребителей (База знаний)
- Информация от соисполнителей программы по защите прав потребителей
- Полезные ссылки и сайты
- Контакты и адреса
- Отзывы потребителей и организаций
- Конференции и форумы
- Рейтинг органов местного самоуправления по защите прав потребителей
В Госалкогольинспекции Республики Татарстан 09 июня 2017года состоялась потребительская дегустация рыбных пресервов. Предварительно все образцы рыбных пресервов прошли сравнительные потребительские испытания в аккредитованном центре. Результаты крайне неутешительны: 71% исследованных образцов не соответствуют требованиям по качеству и безопасности.
Древние говорили, что «рыба - это пища для ума». С точки зрения современных диетологов, рыба – наиболее предпочтительный источник белка. Специалисты рекомендуют включать в рацион рыбу и морепродукты не реже 2-3 раз в неделю. Все мы наслышаны о пользе рыбы, но в России в сравнении с другими развитыми странами ее потребляется значительно меньше. Рекомендуемая Российской академией медицинских наук физиологическая норма потребления рыбы и рыбных продуктов – 24 килограмма в год. По этому показателю потребление в нашей стране еще не соответствует норме: в целом по РФ в 2016 году оно не превысило 18 килограммов на человека. На потребление рыбы оказывают влияние не только гастрономические пристрастия потребителей, но и ценовой аспект – красные сорта рыб, как правило, имеют высокую стоимость. Немаловажными факторами являются качество и удобство потребления. Именно поэтому хитами продаж становятся продукты, не требующие дополнительной обработки: пресервы из филе-кусочков или ломтиков, очищенные от шкурки и костей, и прочие продукты, готовые к столу. Россияне с каждым годом все больше работают и начинают ценить свое время. Поэтому спрос смещается в сторону готовой к употреблению продукции.
Активный потребительский спрос на сегодняшний день лежит в наиболее массовом сегменте - 75-80% всего ассортимента рыбной продукции занимает среднеценовой сегмент, который и показывает самый высокий рост, в него вошли и рыбные пресервы.
Что же из себя представляют рыбные пресервы?
Рыбные пресервы - это группа закусочных товаров, которые расфасованы и закатаны в банки, но не подверглись стерилизации. Рыбными пресервами может быть соленая, пряная или маринованая рыба с добавлением консерванта без стерилизации. При реализации пресервов важно обеспечить постоянное хранение пресервов в холодильнике и своевременную реализацию - не допустить бомбажа банок и перезревания их содержимого. В отличие от консервов, пресервы не стерилизуются, и за счет этого имеют незначительный срок хранения.
Больше всего распространены пресервы из солено-пряной рыбы, иногда солено-маринованой, приготовленные из сельдевых (кильки, салаки, сельдей). Сельдь атлантическую, каспийскую и беломорскую готовят в виде пресервов пряных, маринованных и в различных соусах. Рыба может быть разделана на филе (анчоусы), филе-кусочки и филе-рулеты. Пресервы могут быть упакованы в металлическую или в полимерную тару.
Сегодня торговые организации предлагают потребителям изобилие рыбных пресервов в красивых упаковках. В ходе мониторинга ассортимента данной продукции установлено, что в торговых предприятиях широко представлена продукция таких производителей как ООО "Дивный берег" Верхнеуслонский район, Республика Татарстан; ОАО "Челны Холод", Республика Татарстан, г. Набережные Челны; ООО СП "Санта Бремор" Республика Беларусь, ЗАО «Балтийский берег» (Санкт-Петербург), ОАО «ПКП «Меридиан» (Москва), ПАО «Океанрыбфлот» (г. Владивосток), ЗАО «Русская рыбная компания» (Москва), входящее в структуру Группы «Русское море». Это наиболее крупные и узнаваемые бренды, заработавшие устойчиво хорошую репутацию среди потребителей.
На потребление рыбы оказывают влияние не только гастрономические пристрастия потребителей, но и ценовой аспект – красные сорта рыб, как правило, имеют высокую стоимость. Немаловажными факторами являются качество и удобство потребления. Именно поэтому хитами продаж становятся продукты, не требующие дополнительной обработки: пресервы из филе-кусочков или ломтиков, очищенные от шкурки и костей, и прочие продукты, готовые к столу. Россияне с каждым годом все больше работают и начинают ценить свое время. Поэтому спрос смещается в сторону готовой к употреблению продукции.
Активный потребительский спрос на сегодняшний день лежит в наиболее массовом сегменте - 75-80% всего ассортимента рыбной продукции занимает среднеценовой сегмент, который и показывает самый высокий рост, в него вошли и рыбные пресервы.
Для сравнительных потребительских испытаний рыбных пресервов в торговых сетях республики специалистами Госалкогольинспекции Республики Татарстан был закуплен 31 образец рыбных пресервов и направлен в аккредитованную лабораторию. Выбирались образцы рыбных пресервов из наиболее представленных на потребительском рынке нашей республики торговых марок. Результаты не порадовали: в 22 образцах рыбных пресервов были выявлены отклонения по качеству и безопасности. Таким образом, в дегустации, проводимой Госалкогольинспекцией Республики Татарстан, оценивалось качество продукции только девяти наименований различных предприятий-изготовителей, выработанной как предприятиями Республики Татарстан, так и завезенной из других регионов.
Оценивала качество рыбных пресервов компетентная дегустационная комиссия, в состав которой вошли профессиональные эксперты, представители контрольно-надзорных органов, испытательных лабораторий, министерств и ведомств, предприятий-производителей, СМИ. Рыбные пресервы оценивали по вкусу и запаху, внешнему виду и консистенции, цвету кожного покрова. В соответствии с требованиями нормативной документации вкус и запах пресервов должен быть приятный, свойственный созревшей рыбе, гарниру, соусу или заливке, с привкусом и ароматом копчености – при необходимости; внешний вид: филе, филе-ломтики, кусочки - целые с ровными срезами; цвет кожного покрова: светло-золотистый, темно-золотистый; консистенция - нежная сочная, плотная.
Было оценено по этим показателям 9 образцов пресервов: 8 наименований сельди, 1 образец скумбрии. В целях соблюдения объективности дегустация проходила в закрытом виде, то есть образцы были закодированы, оценивались «вслепую». Наименования образцов и производителей были объявлены только после окончания дегустации и проставления оценочных баллов. У членов комиссии были разные замечания к образцам: по слабо выраженному вкусу и запаху, по излишне мягкой, дряблой «разваливающейся» консистенции, по мутноватой заливке и т.д. Было очень активное обсуждение качества образцов, выступали эксперты по рыбной продукции, представители предприятий-производителей, крупных торговых сетей, общественных объединений по защите прав потребителей, контрольно-надзорных органов.
Ниже представлены образцы, которые по результатам дегустационной комиссии получили наибольшие оценки: