Обучение
Часто продавцы (исполнители), видя правовую безграмотность потребителя, рассчитывают, что он не будет отстаивать свои права до конца, - это и служит наиболее частой причиной отказа в удовлетворении законных требований. Как необходимо потребителю действовать в такой ситуации
Иногда потребителю достаточно всего лишь грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения (подготовить обоснованную претензию для решения вопроса в досудебном порядке). Если продавец или исполнитель отказывает в выполнении требований потребителя, то можно обращаться в суд.
Закон о защите прав потребителей предусматривает судебную защиту прав потребителей и закрепляет, что защита прав потребителей осуществляется судом. Статья 17 Закона закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского судопроизводства. При этом следует отметить, что подавляющая часть претензий потребителей удовлетворяется, не доходя до суда.
Получается, что, прежде чем обратиться в суд, можно применить собственные меры защиты в досудебном порядке? Достаточно ли будет подготовки претензии?
В ряде случаев этого действительно бывает достаточно. Продавец может немедленно отреагировать на заявление покупателя и практически сразу же его удовлетворить. Без сомнения, такое мирное урегулирование спора является наилучшим способом разрешения сложившейся ситуации. Однако такое разрешение конфликта происходит далеко не всегда.
За время действия Закона о защите прав потребителя обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и исполнителям, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает обоснованные требования, выгоднее разрешить возникший конфликт мирным путем, чем решать его в суде.
Что делать, если в процессе эксплуатации бытового холодильника, купленного в ООО "Магазин", проявился существенный недостаток холодильного агрегата в виде недостаточного замораживания: обращаться в магазин или в суд?
Прежде всего, можно подать в ООО "Магазин" претензию, в тексте которой должны содержаться требования, указанные в ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Потребитель вправе по своему выбору требовать: - безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; - соразмерного уменьшения покупной цены; - замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); - замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; - расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы. Подача претензии рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования спора, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований. Если ООО "Магазин" не даст ответа либо немотивированно откажет в требованиях потребителя, то можно обратиться в суд.
Какие ещё существуют требования к оформлению претензии?
Претензия составляется в произвольной форме, в двух экземплярах, один из которых передается в магазин, а на втором работники магазина должны поставить свою подпись. Этот экземпляр остается у потребителя как подтверждение того, что претензия получена магазином. Чтобы подготовить претензию можно воспользоваться программой «Виртуальный юрист», размещенной на сайте департамента потребительского рынка Ростовской области: www.zppdon.ru. Для этого необходимо заполнить предложенные поля, а затем распечатать уже готовую претензию.
В претензии должно быть указано: кому направляется претензия; от кого претензия: Ф.И.О. потребителя и адрес его проживания (адрес регистрации). В тексте претензии должны быть изложены обстоятельства дела и существо претензий, для обоснования претензий желательно ссылаться на соответствующие статьи законов. Необходимо четко формулировать свои требования. В конце претензии необходимо указать, какие намерения предпримет потребитель в случае, если требования не будут удовлетворены в добровольном порядке. Далее ставится дата составления претензии и подпись потребителя, а также перечисляются документы, которые были приложены к претензии.
А если продавец (исполнитель) отказывается подписывать экземпляр претензии (заявления) или просто его не принимает, как быть в такой ситуации?
В такой ситуации может быть два варианта. Можно попытаться вручить претензию, пригласив с собой двух знакомых, которые впоследствии, при необходимости, смогут дать свидетельские показания в суде или просто отправить составленную претензию по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Чек, подтверждающий отправку заказного письма с уведомлением о вручении необходимо сохранить
В некоторых случаях, одним из обязательных условий обращения за судебной защитой является соблюдение досудебного порядка урегулирования споров, предусмотренного законом или соглашением между участниками правоотношений. Отказ продавца (исполнителя) выполнить требования потребителя должен быть изложен в виде резолюции на экземпляре претензии или в отдельном документе. Если продавец (исполнитель) откажется выполнить требования, потребитель имеет право воспользоваться правом на судебную защиту.
Предусмотрена ли ответственность за то, что продавец или исполнитель не удовлетворили законные требования потребителя в добровольном порядке?
При нарушении прав потребителей, установленных Законом РФ N 2300-1, которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом (исполнителем), суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование.
Принимая решение о взыскании штрафа, суд в резолютивной части решения указывает о перечислении пятидесяти процентов суммы этого штрафа в пользу общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), предъявившего иск в интересах потребителя, либо органа местного самоуправления, если иск в интересах потребителя был заявлен этим органом.
В случае если потребителю все-таки придется обращаться в суд, с чего нужно начать?
Прежде чем обратиться в суд, необходимо подготовить документы, подтверждающие обоснованность исковых требований. Перечень таких документов зависит от существа спора, но по любому делу должно быть составлено исковое заявление. Исковое заявление подается в суд в письменной форме (оно может быть написано от руки или напечатано).
Перед обращением в суд необходимо убедиться в соответствии требований потребителя действующему законодательству, представить доказательства обоснованности выдвигаемых требований, собрать документы, подтверждающие нарушение прав, в том числе экземпляр претензии с отказом выполнить требования (если таковой имеется).
Какие существуют требования для подготовки иска в суд?
Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Сведения, которые должны быть сообщены в исковом заявлении, определены ст. 131 Гражданского процессуального кодекса.
На основании ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны: - наименование суда, в который подается заявление; - наименование истца, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; - наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение; - в чем заключаются нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; - обстоятельства, на которых истец основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; - цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; - сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон; - перечень прилагаемых к заявлению документов. Исковое заявление подписывается истцом или, если имеется представитель, - представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Исковое заявление составляется в нескольких экземплярах, количество которых зависит от числа ответчиков.
Какие требования может содержать исковое заявление потребителя?
Конкретные требования потребителя должны формулироваться исходя из тех прав, которые предоставлены Законом о защите прав потребителей и которые нарушены ответчиком. Требования должны быть обоснованы юридическими фактами, т.е. обстоятельствами, которые создают, изменяют права и обязанности сторон или препятствуют их возникновению и реализации.
Исковое заявление потребителя может содержать требование о взыскании определенных денежных сумм (неустойки, убытков, вреда, в том числе морального, понесенных расходов, уплаченных сумм и т.п.), а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав потребителя, выполнить его определенные требования, не препятствовать осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т.п.
Может ли потребитель при защите своих прав предъявить исковое заявление в суд по месту заключения договора?
Для дел, в которых участвует потребитель, законом установлена альтернативная подсудность, поэтому потребитель вправе обратиться в суд, в том числе по месту заключения договора.
Законом РФ "О защите прав потребителей" потребителю предоставляется возможность выбора суда, в который он может обратиться с иском. В соответствии со ст. 17 данного Закона иск предъявляется в суд: - по месту жительства ответчика, а иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (продавца, изготовителя, организации, выполняющей их функции, исполнителя); - по месту жительства или пребывания истца; - по месту заключения или исполнения договора; - по месту нахождения филиала или представительства, если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства. Исключение из этого правила составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, которые должны предъявляться по месту нахождения управления транспортной организации (п. 7 ст. 29 ГПК РФ).
Какую государственную пошлину должен уплатить потребитель при обращении в суд?
Для дел, в которых В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах потребители освобождаются от обязанности по уплате государственной пошлины при обращении в суд.потребитель, законом установлена альтернативная подсудность, поэтому потребитель вправе обратиться в суд, в том числе по месту заключения договора.
Такая мера обеспечивает возможность обращения за защитой своих прав даже представителям малообеспеченных слоев населения, у которых нет финансовой возможности заплатить государственную пошлину, а также стимулирует к активному отстаиванию своих интересов остальных потребителей (п. 3 статьи 17 Закона РФ "О защите прав потребителей"). В соответствии со статьей 333.20 НК в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с нормами Налогового кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
То есть суд не может оставлять исковое заявление потребителя без движения в связи с непредставлением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины?
Суд вправе оставить исковое заявление потребителя без движения в связи с непредставлением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, в том случае, если цена иска превышает 1 миллион рублей.
Если цена иска превышает 1 миллион рублей, плательщики-потребители уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей) и уменьшенной на сумму государственной пошлины,подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей (п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
В каком размере должна исчисляться истцом-потребителем государственная пошлина при обращении в суд общей юрисдикции, если цена иска составляет 2 000 000 руб.?
Истец-потребитель, подавший исковое заявление в суд общей юрисдикции, мировому судье при цене иска 2 000 000 руб. должен исчислить государственную пошлину на основании п. 3 ст. 333.36 НК РФ в следующем порядке: сумма государственной пошлины = 13 200 + (2000000 - 1000000) x 0,5% - 13 200 = 5000 (руб.)
Если суд отказал в удовлетворении исковых требований потребителя, а он, в свою очередь на данное решение подаёт апелляционную жалобу. Подлежит ли оплате госпошлина при подаче апелляционной жалобы на решение по иску о защите прав потребителей?
Оплате госпошлина при подаче потребителем апелляционной жалобы на решение по иску о защите прав потребителей не подлежит, поскольку истцы освобождены от уплаты госпошлины по искам о защите прав потребителей.
А что такое судебная защита неопределенного круга потребителей?
Это если одним судом определенные действия юридического лица или индивидуального предпринимателя будут признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, то другой суд, рассматривая иск конкретного потребителя к тому же лицу по тем же основаниям, обязан удовлетворить этот иск.
Как следует из ст. 46 Закона РФ N 2300-1, в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные с взысканием каких-либо сумм), целью которых являются признание действий продавца (исполнителя) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий.
К кому может обратиться потребитель за помощью в подготовке искового заявления в суд?
В подготовке искового заявления потребителю смогут помочь: - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); - органы местного самоуправления; - общественные организации по защите прав потребителей; - адвокатские образования, юристы.
ПРЕССА
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ГДЕ НАС НАЙТИ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
������.�������
Mail.ru