Обучение
Кто несет ответственность за нарушение прав потребителей?
Ответственность за нарушение прав потребителей может возлагаться на изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Эта норма является наиболее важной гарантией прав потребителей и служит основанием для обращения в суд за защитой своих прав.
Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) установлена статьeй 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.92 г. Данная норма общая для всех без исключения нарушений со стороны изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Будучи юридическими лицами, исполнители (продавцы) несут имущественную и административную ответственность, а будучи индивидуальными предпринимателями, еще и уголовную, если они лично виновны в совершении преступления.
Установлена ли ответственность за предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге)?
Да, в соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» за не предоставление потребителю установленной законом информации, а также за ее недостоверность и неполноту хозяйствующие субъекты несут ответственность, в том числе административную (статья 14.8. КАП, штраф от 500 до 1000 рублей на должностных лиц и от 5000 до 10000 рублей на юридических лиц).
Недостоверность информации - это несоответствие предоставленной информации фактическим данным (о торговой марке товара, о его потребительских качествах, о сроке службы или годности и т.п.) Неполнота информации - это отсутствие какого-либо элемента информации из перечня обязательной информации, предусмотренного п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей.
Что вправе потребовать потребитель от продавца в случае, если ему не была представлена полная и достоверная информация о товаре?
В том случае, если продавец не предоставил потребителю полной и достоверной информации о товаре, потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из требований, содержащихся в пунктах 1 - 4 статьи 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Потребитель вправе потребовать: - безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом - соразмерного уменьшения покупной цены - замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) - замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены - расторжения договора купли - продажи За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя продавец уплачивает за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены услуги/товара (статья 23 Закона о защите прав потребителей). При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю), а продавец потребителю - уплаченные деньги.
Подлежит ли возмещению вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя?
В соответствии со ст. 14 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара подлежит возмещению в полном объеме. Единственное основание для освобождения от ответственности - непреодолимая сила или нарушение потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара.
По общему правилу бремя доказывания наличия недостатка (в частности, с предоставлением результатов экспертизы) возлагается на потерпевшего. Однако если на товар установлен гарантийный срок и вред причинен в течение действия этого срока, то действует презумпция ненадлежащего качества. В этом случае бремя доказывания надлежащего качества переданного товара возлагается соответственно на его изготовителя или продавца.
Подлежат ли удовлетворению требования потребителя о возмещении убытков в связи с отравлением некачественным товаром, приобретенным в торговой организации, а также компенсации морального вреда?
Если потребитель располагает доказательствами причинения, купленным товаром вреда здоровью, доказательствами расходов, понесенных в связи с причинением вреда здоровью, и объема причиненных ему нравственных и физических страданий его требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации в денежной форме причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. ВАЖНО! Следует отметить, что действующее законодательство в рассматриваемом случае помимо гражданско-правовой предусматривает также уголовно-правовую ответственность. Последняя наступает в случае нарушения положений Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", если такое нарушение привело к случаю возникновения заболевания, отравления или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов.
Нарушает ли действующее законодательство условие договора на оказание услуг, заключенного между потребителем и исполнителем, о взыскании с потребителя неустойки (штрафа) за досрочный отказ от договора?
Данное положение противоречит действующему законодательству и ущемляет права потребителей. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора на оказание услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Каких-либо иных дополнительных условий в виде выплат вознаграждения действующее законодательство не предусматривает.
Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации, признаются недействительными. За включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя хозяйствующие субъекты несут административную ответственность (статья 14.8. КАП, штраф от 1000 до 2000 рублей на должностных лиц и от 10000 до 20000 рублей на юридических лиц). Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.
Какая ответственность устанавливается за просрочку выполнения требований потребителя?
За каждый день просрочки сроков выполнения требований потребителя, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования уплачивается неустойка (пеня) в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.
Неустойка уплачивается за невыполнение требований потребителя: - об устранении недостатков товара, - о замене товара с недостатками, - о соразмерном уменьшении покупной цены товара, - о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, - о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю). Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. Требования потребителя об уплате неустойки (пени) подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке. В случае невыполнения данного условия потребитель имеет право обратиться в суд с требованием устранить нарушенное право.
Какую ответственность несет продавец в случае нарушения срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю?
За просрочку передачи предварительно оплаченного товара предусмотрена уплата продавцом потребителю неустойки (пени) за каждый день просрочки в размере 0,5% уплаченной суммы.
Неустойка взыскивается со дня, когда согласно договору передача товара должна была произойти, до дня фактической передачи товара. Сумма взысканной неустойки ограничена: независимо от количества дней просрочки она не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
А в случае нарушения установленных сроков выполнения работы может ли потребитель потребовать с исполнителя уплаты неустойки?
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы, а если цена выполнения работы договором о выполнении работ не определена - общей цены заказа.
Договором о выполнении работ между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором о выполнении работы.
Какие требования вправе предъявить потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге)?
При обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) потребитель имеет право по своему выбору потребовать от исполнителя: - безвозмездного устранения недостатков; - соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); - безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы; - возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) силами потребителя или третьими лицами.
Согласно п. 1 ст. 29 отказ от исполнения договора возможен в трех определенных случаях: - в случае нарушения исполнителем срока устранения недостатков работы (услуги), установленного договором; - при обнаружении в работе (услуге) существенных недостатков; - при обнаружении иных существенных отступлений от условий договора.
Предусмотрена ли ответственность, в случае если продавец (исполнитель) отказывается в добровольном порядке удовлетворять требования потребителя?
Согласно п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца (исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в том числе и морального ущерба. При этом порядок зачисления штрафов определяется исключительно Бюджетным кодексом РФ. Если с заявлением в защиту прав потребителей обращались общественные объединения потребителей или органы местного самоуправления, то 50% суммы взысканного штрафа должны быть перечислены указанным объединениям или органам.
Какая предусмотрена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству?
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Кодекса об административных правонарушениях штраф за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований составляет от 1000 до 2000 руб. для граждан; от 3000 до 10000 руб. для должностных лиц; от 10000 до 20000 руб. для индивидуальных предпринимателей; от 20000 до 30000 руб. для юридических лиц. Органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, является Роспотребнадзор, ОВД (в части соблюдения требований законодательства об оружии). Потребитель Консультант
А, если продавец торгует товаром без сертификата (декларации), удостоверяющего безопасность, несет ли он в таком случае ответственность?
В соответствии со статьей 14.45 Кодекса об административных правонарушениях штраф за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия составляет от 25000 до 40000 руб. для должностных лиц; от 100000 до 300000 руб. для юридических лиц. Органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, является Роспотребнадзор.
Какую ответственность несет продавец в случае, если продажа товаров осуществляется без установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), обязательность предоставления которой предусмотрена действующим законодательством?
В соответствии со статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации установлен штраф от 1500 до 2000 руб. для гражданских лиц; от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц; от 30000 до 40000 руб. для юридических лиц.
Органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, является Роспотребнадзор. Если организация или предприниматель считают, что доведение необходимой информации до потребителя, изготовление вывески или приведение ее в соответствие является слишком затратным мероприятием, то следует помнить о штрафах, предусмотренных за такое, казалось бы "незначительное" деяние и сделать вывод - так ли дешево игнорировать установленные правила.
Если потребителя ввели в заблуждение относительно качества товара, а ещё обвесили и обсчитали, можно ли привлечь недобросовестного продавца к ответственности?
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара в организациях, осуществляющих реализацию товаров, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли, а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Обмеривание - отпуск товаров меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли-продажи. Обвешивание - отпуск товаров меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных средств, приборов измерения, обмеривание и обвешивание при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т.д. Обсчет - получение виновным большей суммы, чем фактическая стоимость отпущенного товара, оказанной услуги, утаивание сдачи.
ПРЕССА
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ГДЕ НАС НАЙТИ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
������.�������
Mail.ru