Обучение
Правоотношения покупателя и продавца устанавливаются Законом о защите прав потребителей. Можно ли при защите своих прав ссылаться ещё на какие-либо нормативные акты?
В целях реализации Закона о защите прав потребителей было принято более 35 Постановлений Правительства РФ, регулирующих различные сферы деятельности (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, связь, транспорт, медицинские услуги, образовательные и пр.). Вместе с тем, основными нормативными правовыми актами, устанавливающими правоотношения продавца и потребителя, являются Гражданский Кодекс Российской Федерации и Закон РФ «О защите прав потребителей».
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Правильно ли я понимаю, что если я что-то приобретаю, то я уже потребитель?
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Если гражданин приобретает товар (заказывает работу, услугу) для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, работе (например, приобретение компьютера для работы в офисе, мебели для офиса), то он потребителем не является. Если же гражданин пользуется услугой личного характера, хотя и заказанной за счет организации с производственной необходимостью (например, услуга по проживанию в гостинице в командировочных целях), то он выступает в качестве потребителя.
У потребителя есть право на просвещение в области защиты своих прав. Как это право реализуется на практике?
В просвещении потребителей значительное место занимают средства массовой информации, которые издают соответствующую литературу, снимают передачи и т.д. Кроме того, доведение информации до потребителей об их правах обеспечивается путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей. Наша интерактивная обучающая программа также направлена на просвещение граждан в области защиты прав потребителей.
Одной из причин введения в Закон статьи 3 о просвещении потребителей является слабое знание ими своих прав. Данная статья не только провозглашает право потребителей на просвещение в области защиты их прав, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы.
Одно из обязательных требований к любому товару – это качество. Как можно определить качественный ли товар передает продавец потребителю?
Важная обязанность продавца - передать покупателю товар, соответствующий качеству, которое может определяться государственными стандартами, техническими условиями на продукцию.
Товар признаются качественным в случаях: - соответствия качества договору; - пригодности для целей его непосредственного использования, если в договоре отсутствуют условия о качестве товара; - пригодности для использования в конкретных целях, оговоренных при заключении договора; - соответствия образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию; - соответствия требованиям стандарта, если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству. Условие о качестве товара доводится до потребителя: - в техническом паспорте на товар или правилах его использования, где указываются основные потребительские показатели качества и нормативные документы по стандартизации, требованиям которых должен соответствовать товар; - на этикетке или ярлыке, прикрепленном к товару, где указываются документ по стандартизации, артикул, фасон, окраска, размер, правила ухода и т.п.; - на самом товаре или его упаковке, где указываются нормативный документ по стандартизации, дата изготовления, срок годности, правила пользования или хранения и т.п.
Являются ли обязательными требования по обеспечению безопасности товара для жизни и здоровья потребителя?
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования (то есть для целей, указанных в информации о товаре), хранения (оставление вещи без использования на определенный промежуток времени), транспортировки (перевозка товара из одного места в другое) и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Требования безопасности обеспечиваются различными мерами, в том числе: - системой государственной сертификации; - обязанностью изготовителя указывать специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации (данные правила указываются в сопроводительной документации на товар: на этикетке, маркировкой или иным способом).
В течение какого времени должна обеспечиваться безопасность товара?
Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в течение срока службы или годности товара. В том случае, когда установление срока службы не является обязательным, и он не установлен, изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
ВАЖНО! На отдельные товары (работы, услуги) установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя. Соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению соответствия в виде сертификации или декларирования.
А где можно узнать какие товары подлежат обязательной сертификации?
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.
Необходимость обязательного подтверждения соответствия товаров, на которые установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность, преследуют единую направленность - придать потребителям уверенность в соответствии продукции показателям качества и безопасности. Продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия - не допускается.
А кто должен обеспечивать ремонт товаров в течение срока службы?
Изготовитель обязан обеспечить в течение срока службы: 1) ремонт товара (замена или переустановка каких-либо деталей товара с целью налаживания его потребительских свойств); 2) техническое обслуживание товара в сервисных центрах для наиболее эффективного его использования; 3) выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей.
Если товар снят с производства, то изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара в течение срока службы товара, а если срок службы не установлен - в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. При этом изготовитель должен документально фиксировать начало производства товара и дату снятия его с производства. Например, купленный товар по истечении двух лет использования сломался, а в мастерской говорят, что товар снят с производства и нужных запчастей (деталей) уже не будет. В этом случае можно предъявить требования изготовителю в части возмещения убытков.
Получается, что изготовитель товара должен создавать собственные предприятия по техническому обслуживанию и ремонту?
Действительно на изготовителе лежит ответственность за создание необходимого количества предприятий по техническому обслуживанию и ремонту либо за заключение на эти работы договоров с другими предприятиями. Это связано с тем, что продукция изготовителей поступает в продажу не только в том регионе, в каком она производится, а по всей стране и за рубежом.
Многие магазины в комплекте с товарами выдают специальную брошюру с адресами сервисных центров, которые расположены не только в той местности, где приобретен товар, а во всех регионах, где они имеются. Если изготовитель ненадлежащим образом выполняет свои обязанности по обеспечению ремонта и технического обслуживания товара и (или) выпуска запасных частей, то потребитель вправе потребовать у изготовителя возмещения убытков в полном объеме, причиненных этим ненадлежащим выполнением обязанностей.
А что подразумевается под понятием убытки?
Убытки – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Убытки могут выражаться, например, в стоимости пошива одежды в ателье, так как невозможно использовать собственную швейную машинку из-за ее поломки и отсутствия необходимых запасных частей у ремонтного предприятия, или в стоимости услуг прачечной при невозможности использовать стиральную машину; стоимости проезда на такси при невозможности использовать автомобиль и другие транспортные средства; стоимости ремонта товара в мастерской - при отсутствии в продаже запасных частей и т.п. Таким образом, если исполнитель не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, то он несет соответствующую ответственность.
Зачастую на вывесках предприятий указывается только информация о названии магазина, мастерской, используемом товарном знаке. Должна ли доводиться до потребителей ещё какая-либо информация на вывеске?
Изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Указанная информация должна размещаться на вывеске. Если продавец - индивидуальный предприниматель, он должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Кроме того, продавец обязан уведомить потребителя о наличии у него лицензии на право осуществления лицензируемого вида деятельности, если продавец осуществляет торговлю товарами, продажа которых требует наличия лицензии. В случае, если место торговли или оказания услуг не совпадает с местом нахождения непосредственно самой организации, т.е. с адресом, указанным в учредительных документах, то на вывеске должен быть отражен в обязательном порядке адрес, указанный в учредительных документах, поскольку в соответствии с гражданским законодательством именно он является местом нахождения юридического лица. Если организация или предприниматель сочли, что изготовление вывески или ее приведение в соответствие является слишком затратным, то необходимо учесть, что штраф за такое, казалось бы "незначительное", деяние предусмотрен в КоАП РФ в размере от 30000 до 40000 рублей. Так что стоит подумать - так ли дешево игнорировать установленные правила.
Если исполнитель или продавец установили определенный режим работы, могут ли они по своему желанию раньше закрыть предприятие?
В ст. 11 Закона о защите прав потребителей четко указано, что режим работы продавца (исполнителя) должен соответствовать установленному. Другими словами, если магазин в связи с наступлением осенне-зимнего сезона изменил режим работы и стал закрываться на час раньше, чем это указано на вывеске, то необходимо внести соответствующие изменения. В противном случае организация может быть привлечена к ответственности за нарушение прав потребителей.
Режим работы - это время, в течение которого потребитель может рассчитывать на обслуживание той или иной организацией. Режим работы должен включать: - выходные дни; - время начала и окончания работы; - время обеденного и иных перерывов в работе. Так, в случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.
Могут ли оштрафовать предпринимателя, если на товаре нет ценников или он неправильно оформлен?
Да. Согласно п. 19 Правил продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары. На них должны указываться наименование продукта, сорт, цена за единицу, подпись ответственного лица или печать, дата оформления ценника. За несоблюдение данных требований предусмотрен штраф.
Если потребитель выбрал в торговом зале товар для покупки, а при оплате товара в кассе выяснилось, что в связи с несвоевременной заменой ценника в торговом зале на ценнике указана цена товара до ее повышения, потребитель вправе приобрести товар по цене, указанной на ценнике. Так, размещение в торговом зале товара с ценником свидетельствует о намерении торговой организации заключить договор розничной купли-продажи с каждым, кто к ней обратится, по цене, указанной на ценнике. Следовательно, потребитель вправе приобрести товар по цене, указанной на ценнике. В описанном случае, поскольку ценник с актуальной ценой отсутствует, существует риск привлечения торговой организации к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ в связи с нарушением правил продажи отдельных видов товаров.
Часто продавцы или исполнители отказывают в заключении договора с потребителем, не желающим приобрести вместе с необходимым ему товаром, работой или услугой нечто дополнительное. Является ли нарушением прав потребителей навязывание в той или иной форме приобретения различных товаров и услуг?
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Кроме того, в силу ст. 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными
В данном случае законодатель исходил из презумпции отсутствия у потребителя специальных познаний, а именно юридических. Потребитель, не имеющий достаточных познаний в области защиты прав потребителей, скорее всего, не будет сознавать, что некоторые условия заключенного им договора недействительны потому, что ущемляют его права.
Куда потребители могут обращаться за защитой своих прав?
Существуют три ветви защиты прав потребителей. Это: - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор; - органы местного самоуправления (администрация города, района); - общественные организации по защите прав потребителей.
В г. Казань и Республике Татарстан потребители могут получить бесплатную консультацию, позвонив по телефону «горячей линии» 8(843)277-94-96, а также, обратившись в Госалкогольинспекцию РТ в отдел Развития и координации внутреннего рынка. (Адреса организаций, осуществляющих защиту прав потребителей в РеспубликеТатарстан размещены на сайте по защите прав потребителей www.tatzpp.ru ).
А может ли потребитель обращаться за защитой своих прав в суд?
Право на судебную защиту потребителя при нарушении его прав продавцом, изготовителем, исполнителем закреплено ст. 17 Закона о защите прав потребителей.
Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом о защите прав потребителей. Суд возбуждает гражданское дело по направленному исковому заявлению либо по заявлению той организации, куда обратился за защитой своих прав потребитель. ВАЖНО! Любой гражданин вправе в установленном Законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных прав
ПРЕССА
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ГДЕ НАС НАЙТИ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
������.�������
Mail.ru