ЖКУ: кому и за что мы платим

В 1649 году царём Алексеем Михайловичем был утверждён «Наказ о градском благочинии», где были установлены некото­рые правила ведения городского хозяйства. С тех самых пор и ведёт отсчёт сво­ей истории российское ЖКХ.

Предлагаемая информация освещает вопросы о структуре жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ), кто и какие услуги обязан предоставлять, к кому следует обращаться с претензиями в случае оказания услуг ненадлежащего качества.           

Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием гражданам жилищно–коммунальных услуг, осуществляется Законом РФ "О защите прав потребителей", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354  (далее – Правила №354 от 06.05.2011) и другими нормативными документами.

Исполнитель ЖКУ– юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий жилищные и коммунальные услуги и отвечающий за обслуживание внутридомовых инженерных систем.

Потребитель ЖКУ - гражданин, использующий жилищные и коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно:

1.    Непосредственно собственниками в многоквартирном доме.

2.    Товариществом собственников жилья (ТСЖ).

3.    Жилищным кооперативом (ЖК).

4.    Управляющей компанией (УК).

Если собственники помещений не выбрали способ управления своим домом, то орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации.

Структура оплаты, которую граждане вносят за жилищно-коммунальные услуги:

1. Плата за коммунальные услуги.

2. Плата за жилищные услуги, т.е. за содержание и ремонт, включающая в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего оборудования в доме. При этом следует иметь в виду, что плату за капитальный ремонт вносят только собственники помещений с момента возникновения права собственности на эти помещения.

3. Плата за пользование жилым помещением (плата за наем), которая взимается только с нанимателя жилого помещения (по договору социального найма или договору найма в государственном или муниципальном жилом фонде).

 

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса.

Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо при наличии печного отопления, а также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

            Возможны три варианта определения объемов потребления:

1. Отсутствие в оборудовании многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;

2. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета;

3. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.

С января 2013 года квитанции на оплату содержат графу "общедомовые нужды" (куда внесли оплату за воду для уборки в подъездах, полива придомовой территории, оплату за электроэнергию для освещения подъезда и подвала, работы лифта, оплату за отопление на лестничных клетках, а также расходы на технические потери воды и тепла).

Расходы на общедомовые нужды подсчитывают на основании показаний приборов учета в доме (общедомовые счетчики на воду, электричество). Из общих показаний вычитают показания счетчиков, установленных в квартирах, оставшаяся сумма как раз приходится на общие нужды многоквартирного дома (поэтому жильцам намного выгоднее устанавливать счетчики и требовать от своей обслуживающей компании установки приборов учета в доме, если этого еще не произошло). В случаях, когда счетчики не установлены, оплата распределяется исходя из действующих нормативов потребления.

Исполнитель обязан предоставить услуги надлежащего качества. При этом параметрами надлежащего качества являются: обеспечение жилья бесперебойным круглосуточным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением, а в течение отопительного периода – отоплением. Коммунальные услуги должны соответствовать характеристикам по допустимой продолжительности отключения, по давлению, температуре (горячая вода, отопление), напряжению (электроснабжение) определенным Правилами № 354 от 06.05.2011.

В частности, состав воды должен соответствовать санитарным нормам. Температура горячей воды в точке разбора (из крана) должна составлять не менее 60 С. Давление при подаче холодной и горячей воды в точке разбора должно составлять не менее 0,03МПа. В течение отопительного периода температура воздуха в квартире не должна быть ниже +20С, а в угловых комнатах – не ниже +22 С. Давление газа от 0,0012 МПа до 0,003 МПа, отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается.

Существует допустимая продолжительность не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Перерывы подачи холодного и горячего водоснабжения: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, либо 4 часа единовременно, а при аварии 24 часа.

Перерывы водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, либо 4 единовременно (в том числе при аварии).

Перерывы электроснабжения: 2 часа – при наличии двух независимых источников питания; 24 часа - при наличии одного источника питания.

Перерывы газоснабжения: не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца

Перерывы отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно – при t воздуха 12 град.; не более 8 часов единовременно - при t воздуха от 10 град. До 12 град.; не более 4 часов единовременно - при t воздуха от 8 град. до 10 град.

Внимание! Перерасчет за не предоставление коммунальных услуг или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества в вышеуказанных перерывах не производится.

 

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ

Структура всех платежей за жилищные услуги является следующей:

- плата за gkh1.ru/encyclopedia/zhilishchnye_uslugi/chto_vkhodit_v_soderzhanie_zhilogo_doma/" target="_blank" title="Просмотреть информацию">содержание жилого помещения;

- плата за gkh1.ru/encyclopedia/zhilishchnye_uslugi/chto_vkhodit_v_remont_tekushchiy_remont_zhilogo_doma/" target="_blank" title="Просмотреть информацию">ремонт жилого помещения;

- плата за проведение капитального ремонта жилого помещения (для собственников жилого помещения);

- плата за пользование жилым помещением (плата за наем), в случае если собственником жилого помещения является государство или муниципалитет.

Обратите внимание, что это все наименования платы за жилищные услуги, остальные (например, «уборка общих мест пользования», «плата за пользование лифтом», «вывоз мусора») это лишь составные части перечисленных выше услуг.

ТСЖ, УК, ЖК, предоставляющие жилищные услуги, отвечают за порядок, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также прилегающей территории.

            Общим имуществом собственников многоквартирного дома считаются крыши; ограждающие  конструкции; механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование; помещения общего пользования, инженерное оборудование; земельный участок, зеленые насаждения и элементы благоустройства); трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки и т.п.

            В жилищную услугу «содержание и текущий ремонт» входит перечень работ, касающийся фасада дома, подъездов, коммунальных сетей; противопожарной системы в домах повышенной этажности (свыше 10 этажей); лифтов, мусоропроводов.

            Коммунальные услуги, на которые у вас установлены счетчики, оплачиваются только в том объеме, в котором вы действительно ими пользовались. Жилищные услуги оплачиваются по общему установленному тарифу, отказаться от них собственник квартиры не может.

            Если у вас нет счетчиков, при этом вы длительное время отсутствовали дома (были в командировке, в больнице, в отпуске и т.п.), у вас есть право требовать перерасчет платежа за горячую и холодную воду, водоотведение (канализацию), газ и электричество.

            Механизм перерасчета выглядит следующим образом: в течение месяца по возвращению домой нужно обратиться в вашу жилищную компанию с письменным заявлением. В нем нужно указать сколько дней вы отсутствовали и приложить документ, подтверждающий ваши слова (командировочный лист, больничный, загранпаспост с отметками о въезде и выезде, справку с места стажировки и т.п.). Из общего количества дней в соответствующем месяце вычитаются календарные дни вашего отсутствия, за исключением дня отъезда и дня возвращения.

            В течение 5 дней с момента получения заявления вам обязаны пересчитать сумму к оплате.

На защите жильцов стоит и Закон РФ «О защите прав потребителей».

Согласно п.1 ст.29 данного Закона в случае ненадлежащего оказания услуги потребитель вправе потребовать от исполнителя осуществления одного из следующих действий:

-          безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (в разумный срок, установленный потребителем);

-          соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (в течение 10 дней);

-          возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (в течение 10 дней).

Незамедлительно удовлетворить любое из этих требований бывает невозможно, поэтому закон установил сроки их исполнения.

Указанный срок начинает исчисляться со дня предъявления соответствующего требования.

В случае нарушения установленного срока потребитель вправе изменить свое требование на другое, а также потребовать выплаты неустойки (пени) в размере  3 %  от цены оказания услуги за каждую единицу времени просрочки, полного возмещения убытков, причиненных вследствие выполнения работы.

 

Куда обращаться?

В первую очередь - с письменным заявлением в Управляющую организацию, которая осуществляет обслуживание Вашего многоквартирного дома. Кроме того,

  • Контроль за выполнением санитарных требований к жилым зданиям и помещениям,  осуществляет Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан  (г.Казань, ул.Большая Красная, 30)
  • Контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан республики при предоставлении жилищно-коммунальных услуг осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (ГЖИ РТ) (г.Казань, ул.Большая Красная, 15/9)
    • Контроль за правильностью применения тарифов при начислении оплаты за ЖКУ осуществляет Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (г.Казань, ул.К.Маркса, 66)

Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ

ПРЕССА
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ГДЕ НАС НАЙТИ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
������.�������
Mail.ru