ОСНОВНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОБМЕНЕ ТОВАРА НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА


В Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» часто обращаются потребители с вопросом о возможности обмена или возврата товара надлежащего качества. В данной статье на примере основных заблуждений потребителей в данном вопросе мы предлагаем Вам разобраться, какие товары можно обменять, при соблюдении каких условий это возможно, а также в каких случаях возможен возврат денежных средств за тот или иной товар.

Заблуждение №1. Я могу обменять товар просто потому, что он мне не нравится. 
Данное утверждение неверно, поскольку Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для обмена: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (абз.1 п.1 ст.25 Закона).

Заблуждение № 2. Я могу обменять товар в любое время.
Это не так. Согласно абз.2 п.1 ст.25 Закона потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Заблуждение № 3. Я могу обменять продовольственный товар надлежащего качества, не бывший в употреблении, в течение 14 дней, если он мне не подошел.
Это заблуждение. Согласно абз.1 п.1 ст.25 Закона обмену подлежат только непродовольственные товары надлежащего качества.

Заблуждение № 4. Я могу купить платье, одеть его на мероприятие и на следующий день вернуть его в магазин.
Это противоречит действующему законодательству Российской Федерации, поскольку абз.3 п.1 ст.25 Закона предусмотрено, что обмен товара производится только если товар не был в употреблении и сохранен его товарный вид.

Заблуждение № 5. Я могу обменять товар надлежащего качества, который не был в употреблении, даже если я отрезал и выкинул все фабричные ярлыки.
Это невозможно. Обмен товара возможет только если сохранены его пломбы и фабричные ярлыки (абз.3 п.1 ст.25 Закона).

Заблуждение № 6. Продавец говорит, что для обмена товара надлежащего качества необходимо предъявить чек, без чека обмен не производится.
Согласно абз.3 п.1 ст.25 Закона обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Заблуждение № 7. Я могу обменять абсолютно любой непродовольственный товар, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Это утверждение ошибочно. Перечень товаров, не подлежащих обмену по указанным в абз.1 п.1 ст.25 Закона основаниям, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, не подлежат обмену следующие товары:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты);
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);
3. Парфюмерно-косметические товары;
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования);
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни;
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями);
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
13. Животные и растения;
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Заблуждение №8. Я могу вернуть денежные средства за товар, который не был в употреблении, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, если с момента его приобретения не прошло четырнадцати дней, не считая дня его покупки, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Это не совсем так. Согласно п.2 ст.25 Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы только в случае, если он обратился к продавцу с требованием обменять товар и аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу.

Заблуждение №9. Продавец утверждает, что возврат денег за товар надлежащего качества может производиться до 10 дней.
Это противоречит Закону, поскольку согласно п.2 ст.25 Закона срок для удовлетворения Вашего требования о возврате денежных средств не должен превышать трех дней со дня возврата указанного товара.



ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан "
ПРЕССА
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ГДЕ НАС НАЙТИ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
������.�������
Mail.ru