ПРАВА ПАССАЖИРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В наше время самым быстрым транспортом, позволяющим за несколько часов оказаться на другом конце страны или в другой стране и набирающим все большую популярность, является  авиатранспорт. Но, к сожалению, не все пассажиры знают свои права. В данной статье мы постараемся разъяснить, какие права есть у пассажира как у потребителя услуги по воздушной перевозке.
Для начала разберемся, кого можно считать пассажиром? Пассажир воздушного судна – это физическое лицо, которое заключило договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (так называемый воздушный чартер). 
Подтверждением заключения договора воздушной перевозки пассажира является билет (п.2 ст.105 Воздушного кодекса РФ). 
Согласно п.1 ст.106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Так, в соответствии с п.п.92, 93 Федеральных авиационных правил от 28.06.2007г.  № 82 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России (далее - Правила) перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией:
  о времени отправления и прибытия воздушных судов;
  о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;
  о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;
  о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса;
  о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами;
  о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа;
  об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
  о месте нахождения комнат матери и ребенка.
При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:
  указанную в оформленном перевозочном документе;
  об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.;
  об условиях применения тарифа, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы;
  о правилах перевозчика;
  о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку;
  о способе проезда до аэропорта отправления;
  о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс;
  об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;
  об условиях обслуживания на борту воздушного судна;
  о типе воздушного судна (п.37 Правил).
В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
Помимо вышеперечисленного, пассажир воздушного судна также имеет право:
  проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
  бесплатного, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2-х лет без предоставления ему отдельного места (другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест);
  бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Пассажир имеет право на возврат провозной платы в случае отказа перевозчика от исполнения договора воздушной перевозки, если такой отказ вызван следующим: 
  нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
  отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
  отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
  отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных пп. 3 п.2 ст. 106;
  нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со ст. 58 Воздушного кодекса РФ;
  наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
При этом провозная плата в данных случаях возвращается за вычетом неустойки в размере 25% провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки, при условии, что последний содержит условие о возврате провозной платы при его расторжении. 
Помните, что в случае если пассажиром приобретен «невозвратный» билет, провозная плата не возвращается. 
На что же имеет право пассажир, вынужденный сам отказаться от перевозки? Для начала необходимо разобраться с тем, в каких случаях отказ признается вынужденным. Так, согласно п.227 Правил вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: 
  отмены или задержки рейса, указанного в билете;
  изменения перевозчиком маршрута перевозки;
  выполнения рейса не по расписанию;
  несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
  болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с п. 81 Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.
Под членами семьи в данном случае понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками – дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры. 
Не забывайте о том, что болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.
  непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.
В вышеперечисленных случаях пассажиру возвращается провозная плата в полном объеме. 
Кроме того, пассажиру также возвращается провозная плата в полном объеме в случае отказа перевозчика от исполнения договора воздушной перевозки, если такой отказ вызван тем, что состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами (п.5 ст.107 Воздушного кодекса РФ). 
Кроме того, пассажир имеет право добровольно отказаться от воздушной перевозки. В этом случае провозная плата возвращается за вычетом суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее, чем за 24 часа до окончания установленного в соответствии с Правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. 
В случае нарушения данного срока с пассажира дополнительно взимается неустойка в размере 25% провозной платы. 
Помните о том, что если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, провозная плата не возвращается. 

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" 

ПРЕССА
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ГДЕ НАС НАЙТИ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
������.�������
Mail.ru