«Уголок потребителя» в местах общественного питания


В Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)»  нередко обращаются с вопросом о том, какая информация должна содержаться в «уголке потребителя» в местах общественного питания – в ресторанах и кафе. Надеемся, что информация, изложенная в данной статье, поможет Вам разобраться в этом вопросе.
Следует начать с того, что в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей отсутствует понятие «уголок потребителя», и, соответственно, требования к его содержанию и оформлению.
Однако Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. 
№ 1036 (далее - Правила) установлен перечень необходимой информации, которая при оказании услуг общественного питания должна быть доведена до потребителя исполнителем.
Согласно преамбуле Закона, п.2 Правил под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.
В соответствии со ст.9 Закона, п.11 Правил исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.
Исполнитель - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, реализация в ресторане или кафе алкогольной продукции), то он обязан представить информацию виде деятельности, подлежащем лицензированию,  номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. 
Кроме того, исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 
Так, в соответствии со ст.10 Закона и разделом II Правил  информация должна содержать:
  перечень услуг и условия их оказания;
  цены в рублях, условия  приобретения и оплаты услуг;
  фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
  сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
  сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
  обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;
  информацию о Правилах.
Согласно п.13 Правил информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.
Также потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.
Таким образом, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и оказываемых им услугах, однако конкретный способ доведения вышеуказанной информации (например, в виде копий соответствующих документов) законодательством РФ не предусмотрен. В соответствии  с п.2 ст.8 Закона, п.15 Правил данная информация должна быть предоставлена в наглядной и доступной форме в месте предоставления услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Желаем Вам приятного аппетита!



 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" 
ПРЕССА
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
ГДЕ НАС НАЙТИ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
������.�������
Mail.ru