Меню
Составить претензию
Конкурс на лучшее освещение темы защиты прав потребителей
Где нас найти
опрос
Какие товары вы хотели бы исследовать на качество в 2024 году?

Инструкция для истца

 

Настало время рассказать о перипетиях, с которыми придется столкнуться всем, кто обращается в суд, и о том, как достойно решить эти проблемы даже без помощи профессиональных юристов. Эта тема акту­альна еще и потому, что сейчас огромное число людей, защищая свои права, вынуж­дено сталкиваться с судебными органами.

Суд - крайняя мера

Как правило, потребители обраща­ются в суд только тогда, когда ни переговоры, ни переписка с про­давцом, исполнителем услуг или изготовителем не привели к жела­емому результату. Поэтому и вы, стол­кнувшись с нежеланием заменить вам товар или вернуть денежные средства за товар надлежащего качества, который не подошел Вам по размеру , сначала попытайтесь урегули­ровать конфликт в досудебном по­рядке, доходчиво разъяснив свои требования. А уж если это не полу­чится, обращайтесь в суд.

 Что должен знать истец

Среди потребителей бытуют два противоположных убеждения: одни считают, что обращение в суд бес­смысленно и даже стыдно, другие полагают, что стоит только напи­сать заявление, и суд моментально превратит желаемое в действи­тельное.

 Оба эти суждения невер­ны, и вот почему:

- во-первых, обращение в судеб­ные органы ни в коей мере не за­зорно. Это - право, данное нам за­коном, и, кроме того, обращение в суд - способ разрешения конфлик­та, достойный цивилизованного че­ловека;

- во-вторых, рассмотрение вашего иска судом неизбежно потребует от вас определенных затрат времени, сил и денежных средств. Как только вы обращаетесь в суд, закон называет вас истцом, а мага­зин или фирму - ответчиком.

 Подав иск в суд, вам придется:

  1. Собрать документы, подтвер­ждающие ваши договорные от­ношения с ответчиком (товар­ные чеки, договоры, переписку с фирмой, к которой предъявля­ете иск), подумать, какие люди (свидетели) смогут в суде под­твердить те или иные факты. Это необходимо потому, что в су­де именно вы, а не фирма, обя­заны доказывать то, что ваши права нарушены, а требования обоснованы.
  2. Присутствовать в судебных за­седаниях, назначаемых по ва­шему делу (а их может быть не­сколько), давать показания, кон­тактировать с ответчиком.
  3. Оплатить производство экспер­тизы, если суд сочтет необходи­мым ее проведение.
  4. Участвовать в исполнении при­нятого судом решения, если та­кая необходимость возникнет. Одним словом - "под лежачий камень вода не течет". Быстрота и правильность рассмотрения иска судом во многом зависят от вашей активности и элементарной юриди­ческой грамотности.

С чего начать?

Итак, вы решили обратиться в суд. Вначале:

  1. Обратившись к юристу или оз­накомившись с текстом Закона РФ "О защите прав потребителей", убедитесь, что ваши тре­бования соответствуют дей­ствующему законодательству.
  2. Убедитесь, что ваш спор подве­домственен суду, т. е. суд может и должен рассматривать подоб­ные иски. Это можно узнать в суде или у юриста.
  3. Проанализируйте, располагаете ли вы достаточными доказа­тельствами своей правоты, есть ли реальная возможность для сбора недостающих фактов. Ес­ли сомневаетесь в своих силах, посоветуйтесь со специалистами.
  4. Подумайте, реальны ли ваши требования. Может быть, ответ­чик уже обанкротился и исчез, или у него нет денег и он не смо­жет выплатить вам компенса­цию. И в таком случае, может быть, лучше оставить затею про­учить ответчика?
  5. По некоторым категориям споров (например, по искам об истребо­вании багажа или взыскании его стоимости при перевозке) уста­новлен обязательный порядок до­судебного урегулирования. Иными словами, прежде чем обращаться в суд, вы должны предъявить от­ветчику претензию.

 Исковое заявление

Вам необходимо грамотно соста­вить исковое заявление. Пишется оно в трех экземплярах: для от­ветчика, для суда и для себя ( оно может быть написано от руки или напечатано). Если ответчиков двое или больше - для каждого из них делается копия за­явления. Когда будете указывать в заявлении ответчика, не забудь­те, что это не директор фирмы и не продавец, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В заявлении обязательно дол­жны быть указаны:

- наименование суда, в который подается заявление;

 - Ф. И. О. и адрес истца;

-   полное наименование, юриди­ческий и фактический (если он не совпадает с юридическим) адрес ответчика;

-   нормы закона, на основании которых вы просите удовлетворить ваши требования;

 -   ваши требования;

-    наименование документов, ко­торые вы прилагаете к иску;

-   дата и подпись.

Три (или более) экземпляра заяв­ления и все документы, относящи­еся к делу (лучше ксерокопии), вы должны отдать судье на приеме. В последние несколько лет во многих судах заявление принимает канцелярия. Это хорошо, т.к. во-первых, ускоряет процесс подачи заявления, а во вторых, в отличие от судьи, канцелярия всегда ставит на Вашем экземпляре заявления штамп о приеме. Наличие штампа позволяет доказать, что Вы действительно обращались и передали в суд определенный перечень документов.

В какой суд подавать иск? Если ваш спор касается ваших потреби­тельских прав, вы имеете право подать иск по своему выбору либо по месту Вашего жительства, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.

 Госпошлина

В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребители освобождаются от упла­ты государственной пошлины по ис­кам, связанным с нарушениями их прав, при условии, что сумма иска не превышает 1000000 рублей. Если сумма иска выше миллиона, пошлина уплачивается с суммы, превышающей миллион рублей.

 Если судья вам отказал

Если суд по каким-то причинам отказывается принять ваше иско­вое заявление, он должен выдать мотивированное определение об отказе. Если это определение вы считаете незакон­ным, обжалуйте его в вышестоящий суд в течение 15-ти дней.

Документ, который вы подадите в вышестоящий суд, будет назы­ваться "Частная жалоба". Она по­дается вместе с копиями искового заявления и приложенными к нему документами в канцелярию суда, вынесшего определение об отказе в принятии искового заявления.

Частные жалобы рассматриваются апелляционной инстанцией без вызова сторон. В случае отмены вышестоящим судом того самого оп­ределения дело будет возвращено в тот же суд, в который вы первона­чально обращались.

 Ваш иск принят

Допустим, судья принял ваше дело к производству. В этом случае Вас пригласят на так называемое предварительное судебное заседание. Эта встреча необходима для производства дела, поскольку судья вначале предложит вам и от­ветчику решить дело миром. Воз­можно, судья предложит вам само­му отвезти копию искового заявле­ния и повестку ответчику. Согла­ситься на это предложение или от­казаться - ваше право.

Будьте готовы к вопросу судьи: "Не желаете ли вы решить дело ми­ром?", и, если сочтете это возмож­ным, предложите компромиссное решение вашего спора.

Вероятно, что ответчик, ознако­мившись с вашими исковыми требо­ваниями и с законодательством, на которое вы опираетесь, согласится на этот вариант. В этом случае сос­тавьте документ, в котором запи­шите достигнутые договоренности, и отдайте его судье. Судья, ознако­мившись с мировым соглашением, вынесет определение о прекраще­нии производства по делу. Он обя­зан разъяснить вам, что, заключив такое соглашение, вы не сможете еще раз обратиться в суд с теми же требованиями.

Если мировое соглашение не бу­дет исполнено ответчиком в согла­сованные между вами сроки, оно приобретает силу судебного реше­ния и исполняется судебным ис­полнителем в принудительном по­рядке.

Банк судебных решений
Пресса
Горячая линия
(8552) 71-43-03

Мы используем cookies, чтобы вам было удобно. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой в отношении использования cookie-файлов на наших порталах и даёте согласие на их использование.

подробнее..