- Комплекс процессных мероприятий "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей"
- Группа медиации
- Государственные органы
- Органы местного самоуправления
- Общественные организации
- Мероприятия
- Правовое просвещение по защите прав потребителей (База знаний)
- Полезные ссылки и сайты
- Контакты и адреса
- Отзывы потребителей и организаций
- Конференции и форумы
- Рейтинг органов местного самоуправления по защите прав потребителей
Казанский территориальный орган обратилась гражданка Г. с проблемой, которая возникла при посещении одного из сетевых магазинов города.
Зайдя за кормом для кошки в расположенный рядом с домом магазин с ранее купленными продуктами, потребитель для экономии времени попыталась пройти в торговый зал с сумками. Однако от нее потребовали оставить личные вещи в камере хранения, что она и сделала.
Открыв после совершения покупки ячейку, в которой оставила вещи, Г. с ужасом увидела пустую полку: оставленные вещи, в том числе дорогая сумка, пакет с документами исчезли.
Она тут же обратилась в администрацию магазина, которая невозмутимо указала на вывешенную информацию о том, что за сохранность вещей, помещенных в камеру хранения, администрация магазина ответственности не несет.
Возмущенная решила прояснить ситуацию, позвонив в Казанский территориальный орган, где ей дали соответствующие разъяснения.
В первую очередь Г. следовало вызвать в магазин сотрудников правоохранительных органов для составления акта о краже, подтвердив данный факт, например, свидетельскими показаниями, фото и видеозаписями.
В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Принято считать, что, сдав сумку, потребитель заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать покупателя к заключению такого договора не может никто. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который прописан в статье 421 Гражданского кодекса.
Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то вы вправе потребовать книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей. Ведь отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст.426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует).
Работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. И тем самым вводят покупателей в заблуждение.
Поскольку магазин заключает публичный договор хранения вещей с посетителями в тех случаях, когда они сдают свои вещи на хранение, то на основании главы 47 ГК РФ договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность хранителя - обеспечение сохранности имущества.
В соответствии со статьей 891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданных на хранение вещей.
В случае кражи вещей, магазин несет гражданско-правовую ответственность, то есть должен возместить потребителю причиненный материальный ущерб.
Покупатель в свою очередь должен подтвердить размер материального ущерба документально, например, чеками.
Чтобы избежать неприятных моментов, можно сообщить работнику супермаркета, что вы принесли с собой в зал аналогичные товары, купленные ранее в другом месте, или попросить упаковать товары. Требование сотрудников магазина, охранников, администратора показать сумки при входе или выходе (после оплаты товара) незаконно. Это собственность гражданина, а обыск личных вещей могут производить только работники правоохранительных органов, даже если доказательства кражи налицо и зафиксированы на видеопленке.
Если же в магазине предоставляется дополнительная услуга по упаковке личных вещей потребителя в пакеты, то можно воспользоваться этой услугой и пройти в зал с упакованными вещами.
В Казанском ТО гражданке Г. было предложено написать заявление в двух экземплярах в адрес магазина с требованием о возмещении понесенного ущерба, а один экземпляр заявления с отметками о дате приема и подписи сотрудника магазина оставить себе. При нерешении вопроса добровольно - обратиться в суд.
Казанский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ